Подписка на новости :
Журнал "Studio", октябрь 2003

 Журнал

Студия "Яга" пока широко известна лишь в узких кругах. Ее руководитель Ирина Ега не стремиться афишировать свои успехи, но шила в мешке не утаишь. Вещи, сделанные из удивительных "нетканых" тканей, можно увидеть на самых элегантных светских львицах. Не так давно художники студии занялись разработкой текстиля для дома, чем и вызвали наш интерес. Мы отыскали Ирину, устроили ей допрос с пристрастием, и она честно рассказала, как дошла до такой жизни.


НАЧАЛО

"Меня всегда тянуло к тряпочкам. Не думала о практической стороне их применения, меня интересовали лишь фактура и цвет. И я поступила в Строгановку на отделение "Декоративный текстиль". Училась с удовольствием. Пять лет."

КРУТОЙ МАРШРУТ

"Один из наших педагогов приехал из Чехии и привез буклет выставки художников из Брно, работающих в технике Artprotis. Хотел удивить, и это у него получилось. Текстильные полотна поразили мое воображение, я поняла: сделаю все, чтобы узнать об этой технологии. Когда чего-то очень хочешь, судьба дает. На преддипломной практике я оказалась в Таллинне, в экспериментальной мастерской одной крупной фабрики. Эстонцы люди сдержанные, но даже из их скупых слов стало ясно, какие возможности таит в себе "текстильная живопись". Диплом я делала по принципу "изобретать велосипед", но в выбранной экзотической технике. Из института вышла в период расцвета кооперативного движения. Подруги в складчину покупали станки, делали гобелены и сдавали в художественные салоны - так зарабатывались "короткие" деньги. Я же решила продолжить эксперименты. На это ушло десять лет."

СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ

"В какой-то момент рамки гобелена показались мне тесными. Помимо волокна, я стала вводить в картины другой текстиль - возникли совершенно новые фактуры. Захотелось найти им применение в театре, ведь сцена - место, где рождается все новое и интересное. Но знакомая театральная художница быстро охладила мой пыл: оказывается, тот же задник проще и дешевле нарисовать кистью. "Вот, если бы ты делала костюмы!". Уязвленное самолюбие помогло мне сделать первые образцы Яга-ткани. И тут появился Павел Каплевич. Загорелся, освоил азы и подбил меня на совершенно неподготовленный эксперимент. Мы сделали костюмы к двум спектаклям: "Коллекция Пинтера" и "Зима". Честно говоря, я их даже не посмотрела: мне не нравится, когда что-то сделано сыро, не доведено до состояния завершенности. На том мы с Каплевичем и разбежались "без любви и дружбы". Иногда вижу по телевизору, как он, будто фокусник из шляпы, достает какой-нибудь шарфик и демонстрирует его как нечто фантастическое. Пожимаю плечами: у каждого своя дорога. Я запатентовала технологию и с подругой, художницей Еленой Юга, продолжила эксперименты, доведя Яга-ткань до того уровня, когда изделия из нее можно носить и чистить. Это еще три года."

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА

"На свете хватает людей, которым подавай все самое новое и оригинальное, поэтому сидеть без работы не приходится. Мы ведем своеобразную статистику и знаем, что наши вещи живут довольно долго. Но все же они не созданы для тех, кто ищет практичности и долговечности. Скорее мы работаем для людей, которые нуждаются в особых средствах самовыражения. Наши наряды необходимы им не только как способ привлечь внимание, но и для демонстрации определенных эстетических взглядов. Каждая вещь создается по наитию, индивидуально. Не ты заставляешь ткань перерождаться, а она ведет тебя. Появляется образ, замысел, цвет - дальше остается только гадать, что выйдет из-под твоих рук. В этом процессе есть что-то языческое, недаром название нашей студии - "Яга", что в переводе с санскрита означает "соединение с высшим, неизведанным". Яга-ткань каким-то магическим образом связана с глубинным женским началом, при этом она защищает не только тело, но и домашний очаг. Пришла пора следующего эксперимента, и я сделала себе портьеры. Так стала разрабатываться технология текстиля для дома. На это ушел год."

ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ

"Делая что-то для интерьера, ты всегда получаешь конкретную задачу, а она каждый раз влечет за собой новый поворот в технике исполнения. К примеру, поступил новый заказ из Испании: обеспечить тонкой стене из гипсокартона, напротив которой стоит домашний кинотеатр, определенную степень изоляции, не нарушая при этом минималистского интерьера. Сделали. Потом пришел заказ на скатерть и салфетки от человека, чей дом до мельчайших деталей выдержан в стиле модерн. Справились. Затем нам предложили придумать драпировки, которые сочетались бы с росписями в гостиной. Сделали и этот заказ. Всякий раз под нашими руками "умирают" разные материалы и ткани, чтобы возродиться в новом качестве. Сложно, но безумно интересно. Этим можно заниматься всю жизнь."

Татьяна Фофонова
STUDIO №10, 2003