Подписка на новости :
Журнал "Спецодежда и охрана труда" №6 (21)

 Журнал

У неё необычное имя. Ирина Яга. Ассоциация возникает неизбежная: горбатая старуха с костяной ногой и лицом гениального актёра Александра Милляра.
Однако на поверку Ирина оказалась изящной молодой женщиной с тонкими чертами лица и проницательным взглядом. И странная фамилия уже не кажется странной. Наоборот, ничего более естественного, чем превращение имени дизайнера в марку и придумать нельзя. Здесь и узнавание, и женская магия, заглядывающая в наш XXI век из глубин язычества.

Встреча с Ириной состоялась вскоре после XXI Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования легкой промышленности. Те, кому посчастливилось увидеть экспозицию дизайн-студии Ирины Яги, помнят, как у небольшой, метр на метр, экспозиции их ноги прирастали к полу. Пластиковые стеночки выставочного закутка были завешены рукотворными полотнами, как будто сотканными из цветного воздуха. Можно хоть часами рассматривать ткань - все равно не найти следов клея, паутинки или ниток. Все это волшебство, именуемое <яга-ткани>, на коленке не сделаешь, для этого нужно специальное оборудование. Какое? Секрет. Ирина считает, что немножечко тайны не помешает.

Все началось 15 лет назад. Учась на четвертом курсе факультета мебельно-декоративных тканей в Строгановке, Ирина узнала от своего преподавателя о технике артпротис. Тот, съездив в город Брно (в тогдашней Чехословакии), в экспериментальную лабораторию нетканых материалов, привез драгоценную информацию. Оказывается, еще в 60-е годы там была придумана любопытная технология изготовления гобеленов: на льняную основу вручную раскладывалось цветное волокно и с помощью специальной технологии скреплялось с ней. Подробности производства были засекречены. Вместе с другими студентами Ирина часами рассматривала фотографии из чешского буклета, пытаясь понять, как сделаны эти потрясающие вещи. Но ларчик не открывался.Пришло время подготовки дипломной работы. Вместо того чтобы довериться известным технологиям, Ирина принялась за изобретение <вечного двигателя>. На маленькой подмосковной фабричке дотошная дипломница <ковала> огромное, в 22 квадратных метра, панно. По ниточке разгадывая ту самую технику, созданную в Чехословакии. Каждый последующий шаг нащупывался методом <научного тыка>. Работала Ирина на огромных металлических монстрах, предназначенных для выпуска покрытия под асфальт на вечную мерзлоту! Это все равно что кузнечным молотом делать ювелирное украшение. Но недаром говорят, что охота пуще неволи. И у Ирины всё получилось.

- Яблоки падают на головы многих, но не все делают открытия, - говорит Ирина Яга. - Закончив Строгановку, я родила ребенка и продолжила эксперименты с новыми текстильными технологиями. Решила, что мои мучения не должны пропасть даром. Муж зарабатывал семье на жизнь, так что у меня была возможность заниматься своим делом. Друзья познакомили меня с директором одной текстильной фабрики, он мне выделил место на своем предприятии. На совершенно другом оборудовании, нежели чехи, я пыталась добиться тех эффектов, которые запомнила, разглядывая буклеты. Целый год я занималась только химическими волокнами, пытаясь добиться тончайших нюансов в цвете, необычных фактур. Денег за аренду я не платила, мне не платили зарплаты. В итоге появились первые результаты. Они были впечатляющими! Я продвинулась дальше, чем коллеги из Чехословакии. Но когда захотела набрать людей и создать на фабрике экспериментальную лабораторию, директору почему-то это не понравилось. Мне отказали.

Неправда, что все мужья только и мечтают сделать из творческой женщины банальную домашнюю хозяйку. Иринин муж, например, купил персональное оборудование, чтобы супруга занялась изготовлением чудо-тканей в собственной мастерской. Занимаясь композициями с включением текстиля и по-особому обрабатывая ткань-основу, она почувствовала, что нащупывает что-то новое. Хотелось рассказать об этом всему миру, а особенно своим коллегам.

С коллегами вышла накладка.

Один известный художник-дизайнер, статусная фигура в московском бомонде, так впечатлился тканями Яги, что привел ее в патентное бюро, чтобы зарегистрировать изобретение ... на его, художника-дизайнера, имя. Дескать, без его помощи Ирине в большую моду все равно не прорваться. Таковы законы бизнеса, детка!

Но Ирина <благодетелю> не вняла и собственным изобретением не поделилась. Запатентовала свою технологию сама, без помощи <добрых самаритян>. После чего еще год потратила на эксперименты. А художник-дизайнер по заимствованной у Яги технологии сделал коллекцию модной одежды. Ирина сходила посмотреть на коллекцию в бутик, не удержалась. <Вообще-то, я приветствую конкуренцию>, - утверждает она. Но в этом историческом случае конкуренции не получилось. Несколько платьев из выставленной коллекции попросту развалились, и клиенты вернули их автору. И это было вполне предсказуемо, ведь взявшись за изготовление так называемых <пророщенных тканей>, он так и не выяснил всех хитростей технологии, над которой по сей день продолжает колдовать неутомимая Яга. Каждая ткань требует особого подхода, считает она, с ручными тканями надо быть на <вы>, проявлять деликатность и осторожность, искать к ним подход.

Не всякий может работать с Ириной Ягой. Человек она требовательный и к себе, и к людям. По ее мнению, делать <яга-ткани> способен лишь тот, кто влюблен в текстиль. Технология - это всего лишь инструмент. Если человеку дать самую навороченную удочку, а рыбалки он не любит, не поймать ему рыбки - ни большой, ни маленькой. Именно поэтому в результате конкурса, устроенного полгода назад, из 18 художников Ирина отобрала только троих. А потом остался один. Создательница <яга-тканей> не выносит халтуры, необязательности. Если получается просто миленькая тканюшечка - ей неинтересно, каждая вещь должна быть произведением искусства."

Ирина Соловьёва