Подписка на новости :
"Яга" к Яге или История платья

К нам в мастерскую пришло удивительное письмо.

Вы верите в чудеса? Я - верю. И знаю, что когда их ждешь, они всегда происходят: Когда в твоей душе зажигается свеча надежды и веры, на ее свечение слетаются самые что ни на есть "чудесатые чудеса".

Одним из таких чудес в моей жизни я могу назвать знакомство со студией авторского дизайна - "Яга".

По образованию я историк, мое давнее хобби - изучение славянского язычества. Эта тема мне близка по многим, в том числе и личным, мотивам. Как-то раз я петляла по путаным тропинкам Сети, в очередной раз разыскивая новую информацию о моей любимейшей героине русских народных сказок - Бабе Яге. Дело это оказалось трудным, редко встречаю что-то интересное для себя по этой теме. И вдруг - глазам не поверила: фирма "Яга". От неожиданности я чуть не подпрыгнула на месте! На смену первой волне радостных чувств, пришла реакция настороженности и недоверия: ну, думаю, не может быть что-то серьезное под таким названием! Тем не менее, зашла на сайт.

Первая же страница вдруг заговорила со мной на понятном мне языке. Символика изображений и цвета легко читаются всеми, кто хоть немного знаком со славянской культурой. Явь, Навь, Правь. Меня приветствовали традиционные славянские понятия. Широкая эрудиция, историческая подкованность, чувство меры, такт, стильность дизайна и его продуманность, хорошая навигация, чувство юмора создателей сайта меня приятно удивили. А уж когда на экране появились шедевры от "Яги" на великолепных фотографиях. Мне сразу захотелось познакомиться поближе.

После первой же встречи я была просто очарована обаятельной хозяйкой студии Ириной Егой. Когда она мне показала фирменный фотоальбом, только правила приличия не позволили мне на весь ресторан бурно выражать свой восторг. Такого я действительно никогда не видела! Сказка, да и только!

Невероятно приятно было осознавать, что чудесная фирма с такой молодой, умной, обворожительной, талантливой и внимательной хозяйкой имеет к Яге непосредственное отношение.

Знаете, это было похоже на то, что вы долго бредете по дремучему лесу в полном одиночестве. Долго-долго. Вы уже теряете надежду встретить человеческое существо. Вдруг слышите голос, и вам навстречу выходит прекрасная женщина. Да с собой у нее скатерть-самобранка, волшебный клубочек и других чудес немеряно-несчитано. Да еще и говорите вы на одном языке! Представили себе мою радость?

Именно после встречи с Ириной у моей давней мечты прорезались крылья.

С февраля моя бескрылая пока мечта влекла меня в Архангельский край, край, где, как я узнала из газет, в глухих лесах области Центр развития информационных технологий "Поморье" (А.Тутов-В.Мосеев) рискнул дать кров сказочной Бабе Яге...

Ничего удивительного в их идее не было: в Великом Устюге - Дед Мороз живет, в Костроме - Снегурочка, в Копенгагене - Русалочка, в Питере - Чижик-пыжик.... Удивительным было то, что их привлек тот же персонаж русских народных сказок, что и меня. Помню свою радость, когда я расстелила на полу свежекупленную карту края - 90% пространства карты было зеленым! Правильно: именно в таком глухом лесном краю, как Север России, может обрести свою родину легендарная старушка. Более того, где еще, как не в загадочном, полном легенд, сказок и песен Архангельском крае, она может обрести свою мифологическую родину? На мой взгляд, все совпадает с предположениями ученых, исследования которых я изучала.

У "Поморья" в крае было несколько проектов, довольно успешно завоевывающих умы и сердца людей, а вот этот, посвященный жительнице избушки в глухом лесу, шел "со скрипом" не первый год. Много было проблем экономического плана, в местной прессе разгорелась жаркая полемика защитников и противников проекта. Как потом выяснилось, в тот момент, когда авторы проекта уже собирались законсервировать проект, на них после усиленных их поисков вышла я. Проект решили продолжить.

В Москву из Архангельска несколько раз приезжал Александр Тутов. Он подробно рассказал мне о своих задумках и планах, о перспективах проекта "Баба Яга", о продолжающейся в СМИ полемике, о своем видении вопроса. Я также внесла свою лепту: поделилась идеями и собранными по библиотекам материалами. Наш с Александром "Совет в Филях" за братиной принял решение дружить домами: архангельским и московским.

Меня всегда со страшной силой тянуло в лес. Не в тот лес, не подмосковный, что вытоптан толпами людей и где дач больше, чем грибов. Не в тот лес, в любом месте которого слышны либо электричка, либо шоссе, не в "цивилизованный", европейский лес, в котором наперечет каждое дерево и каждый зверь помечен. Нет.

Меня влекло в настоящий девственный лес, в заповедный лес, где нет людей, где можно раствориться в природе и ощутить ее величие и силу, почувствовать себя лишь маленькой песчинкой мира, временной гостьей. Посмотрите на карту. Много ли вы знаете мест в России, где есть такие леса? Каток цивилизации проехался по многим ранее чудесным лесным просторам и за собой оставил где-то пеньки, где-то пашню, где-то урбанистические города - эти монстры современности, жизнь в которых постепенно превращается в кошмар.

Давно захотелось оторваться от асфальта и бетона, окунуться в зелень леса и разноцветье трав, синь и прозрачность озер и рек, голубизну небу, свежесть ветра, очутиться под огромным ночным шатром, расшитым яркими звездами.

Хотелось туда, где гостеприимные елки протягивают путникам свои зеленые лапы, где поют вольные птицы, стрекочут цикады и кузнечики. Мне просто захотелось в Сказку. Пусть далекую, пусть незнакомую, пусть опасную, в которой могут встретиться и кровожадные монстры: комары, мошка, клещи и оводы, и дикие звери и форс-мажорные обстоятельства.

Знакомство с ЦРИТ "Поморье" было первым по времени чудом этого года. Вдохновенные рассказы истинных патриотов родного края о его истории, о его природе и людях, их фотографии зажгли во мне желание при малейшей возможности посетить те места, помочь (чем могу) смелому проекту "Баба Яга".

Когда горит веселый огонек оптимизма в душе, чудеса неминуемо происходят, и мечты сбываются. Я упорно искала интересных людей, которые связаны с Ёжкой. И я их встретила. О проекте "Поморья" я узнала в феврале 2003 г., в мае я познакомилась с Ириной Ега. Знакомство с энтузиастами из Архангельской области принесло ответ на вопрос ГДЕ. Московская "Яга" ответила на вопрос КАК. Вопрос С КЕМ для меня был решен: только на троих. В объединении - сила.

Скоро определился ответ на вопрос КОГДА. В июне от Александра я получила приглашение на участие во второй историко-журналистской экспедиции по области, в одной из тем которой должна была стать история Бабы Яги. Начаться экспедиция должна была 7 июля, в день Кладоискателей, в день Ивана Купало.

Пазл сложился, все встало на свои места, работа закипела. Должна же "Яга" побывать на своей предполагаемой родине! В экстренном порядке звоню Ирине. Волнуясь, говорю об экспедиции и о том, что мне срочно нужно сделать платье. Да не простое. Платье должно было быть живым, в духе язычества, но, по-современному, стильным и практичным. Чтобы его можно было с гордостью носить и в городе, и в глухом краю.

Времени было в обрез, но Ирина, как волшебница, сказала, что нет ничего невозможного. "Сделаем!", - успокоила меня она.

В наше время очень трудно сделать полную историческую реконструкцию одежды наших предков: нет ни прежних тканей, ни фурнитуры, ни ниток, ни красок. Да и трудно себе представить, как в традиционном русском платье можно водить машину, ездить в метро или работать в офисе. Другое время - другие песни. И Ирина точно уловила, что не надо делать из современной вещи слащаво-лубочную картинку в стиле а-ля рюс, не надо повторять дословно каноны древности, а надо сделать стилизацию по мотивам русского народного платья. Все эти блестящие картонные кокошники, яркие атласные сарафаны с развесистой клюквой по подолу, узоры, вышитые современными мулине - были, есть и навсегда останутся новоделом, отлакированной подделкой под старину, призванными повторять только форму. Нам же нужно было попытаться донести из глубокого прошлого русский дух, языческую идею, гораздо более древнюю, чем все "typical Russian" гармошки, матрешки, частушки и традиционные народные промыслы. И эту идею запечатлеть в исконно русском природном материале - льне, в культуре возделывания которого было так много интересных нюансов. Творцом моего платья стала Люба.

Мастерская произвела на меня сильное впечатление. Необычно! Чувствовалось, что тут кипит творческая жизнь: подиум, огромный станок, высоченные потолки, развешенные и разложенные изделия, два железных трона, кругом нитки, ткани в рулонах, ящики с кусочками, на стене висит напряженный график работ, а рядом - и это символично - кованый щит. Мастера выкладывали на ткани узоры. Мне это напомнило о древней технике прядения, используемой нашими предками. Казалось, эти рассказы как будто оживали на моих глазах. История делает очередной виток.

Обсудили мы с Любой идею платья, материалом должен однозначно быть лен, сняли мерки, долго колдовали над фасоном, выбирали цвет. В консультанты по истории костюма позвали энциклопедию "Быт и верования древних славян" Марии Семеновой и свои знания по истории.

И вот первая примерка. Я пришла сильно простуженная и усталая после работы в мастерскую. Настроение так себе - лето не хочет распогоживаться, в отпуск не отпускают, голова болит от дум и простуды: столько еще нужно сделать - билеты, гостиница, сумки, репелленты. Все нужно предусмотреть. Время поджимает. Лес и аборигены ждут меня. В сумке эхинацея, хочется горячего чаю.

Люба достает еще не завершенное платье. Батюшки-светы! "И ЭТО есть мое платье? Во эти два полотна?, - с ужасом восклицаю я - Как же я в нем пойду? Оно же мне не идет!"

"Какой стороной будете носить?", - задает сногсшибательный вопрос мастер и переворачивает платье наизнанку: такая же красота, только тон глуше, мягче. Выбираю яркость.

Стою перед большим зеркалом и с интересом рассматриваю себя.

"Хм.. Неужели это я? Деловая женщина современности, горожанка? Боже! В первый раз после свадьбы одела такую длинную юбку в пол. Славянка, берегиня, русалка, молодая Ёжка. Интересные ощущения. Женственные. Может, слишком длинно? Нет, не нравится, ну что это? Чучело. Рукава какие-то длинные, непривычное раздолье в поясе. Может, ушить? А как же свобода движений?". Начинаю злиться на себя: "Что же я сделала? Зачем? Все пропало. Мне совсем не идет. Люди делали, старались. Может, не мое? Да не могу я в нем никуда выйти. Ночная рубашка какая-то! Зачем я все затеяла? А материал тонкий какой: все просвечивает! Нет, красивые узоры, спору нет. Говорящие. Но так непривычно. Нет, не могу я взять это платье. Уж больно странное" Долго я вертелась перед зеркалом недовольная тем, что увидела. И вдруг родился простой ответ: "Да ты же никогда не носила ТАКИХ платьев! Недовольство - с непривычки! С того, что не стало оно тебе еще родным. К нему же привыкнуть надо. Это как с человеком подружиться, все, что сделано руками - оживает и имеет душу! Да и неадекватно ты мыслишь в болезни. Охолонись!" С час, наверное, шло привыкание.

Ткань мы подобрали тонкую, необыкновенно мягкую и нежную. Она быстро впитывала мое тепло, моя кожа пропитывалась теплом льна.

Я ходила по мастерской, смотрелась в зеркала. Мастера только улыбались: наверняка, не одна я вот так тут разгуливала! И в какой-то момент я увидела в отражении уже другую женщину: более мягкую, более загадочную, более женственную. "Ну до чего же приятные ощущения!" В общем, страх нового был побежден. Мы с платьем поняли друг друга. В знак нашей дружбы и примирения мы с Любой придумали для него еще одну деталь - зеленую змейку "пустили" по подолу (по году я Змея, да и Баба Яга любит всяческих хтонических животных). Подол ближе к земле, и змея как будто выползла на край платья из травы.

Уходила я в задумчивости и растерянности: "Осталась пара дней до отъезда, платье еще не готово, да еще и характер свой имеет. Как оно там будет?"

Дни до отъезда были суетными. Встреча с Любой и моим готовым платьем была назначена после работы, за несколько часов до отъезда. Честно говоря, мне уже было все-равно: "Что воля, что неволя, все-равно". Усталая, невыспавшаяся, но довольная Люба передала мне пакет и пожелала удачи. Мое горячее "Спасибо" не успело затихнуть вдали, а я уже была в другом месте.

Схватив пакет, я летела к своим сложенным сумкам Рассмотрела обновку я только в Архангельской гостинице...

Вот когда наступил момент истины! Вот где открылось мне мастерство авторов платья и их задумки! Вот когда я до конца осознала, что это за чудо. Это чудо за 2 недели проехало со мной с севера на юг Архангельской области, побывало в Березняке, Красноборске, Котласе, Сольвычегодске, Великом Устюге. "Яга" таки побывала в краю Яги! Причем, в роли Яги!

Оооооооо! Как платью понравился лес! Еле его оттуда унесла: Что говорить, что и лесу было по душе это платье. Полная гармония. Они оба почувствовали себя, наверно, родственниками: ведь и лен и лес - действительно живые! Я ходила по траве босиком, а тонкий рисунок платья и лен пели дуэтом одну чарующую, древнюю мелодию, для которой лучшим фоном были зелень леса, голубизна неба и синь озер. Мои ощущения были настолько сильными, что съемки фильма о Ёжке, чью роль поручили мне, прошли без запоротых дублей. Думаю, что и роль эту мне тоже поручили, как только члены экспедиции увидели это платье...

Мое платье прошло "воду, огонь и медные трубы" и нисколько не изменилось. Оно ездило в поезде и в машинах, оно снималось в фильме, фотографировалось, оно плавало в пруду, оно жарилось на солнышке, парилось в бане, висело на деревьях, оно сушилось у костра, оно бродило по лесу днем и ночью, оно выдержало антисанитарные условия нашего похода и вернулось в Москву, с лихвой выполнив свое задание. И, конечно, оно доставило мне сказочное удовольствие. Им любовались все, кто его видел. А таких было много, уж поверьте. Рядом с ним почувствовалась близость другого измерения, близость сказки.

Пришедшая из сказки "Яга" превращала в сказку все места, где появлялась.

Такое не забывается. Из двух чудес, что я встретила в этом году, родилось третье - платье.

И теперь в моем шкафу на фоне деловых костюмов и блузок выделяется своей необычностью длинное платье цвета топленого молока. Как-то я достала его, развернула во всю длину, встряхнула. Невесомое.. Оно зашевелилось, как будто просыпаясь, и заиграло всеми своими витиеватыми узорами.. Живое: Забавно трепетали нити шнуровки.. Я еще встряхнула его. В такт им зашевелился язык зеленоватой змейки.. "Ну что, - подмигнула мне она своими глазами-бусинами, - выползаем?" Я улыбнулась: "Неее:не сейчас.. Уж осень осенью дышала, короче солнышко блистало, уж реже становился день.. Осень! Прошло время легких нарядов", - подумала я и вздохнула:Обняла платье.. Теплое.. Прижала к себе этот кусочек воспоминаний: с наслаждением вдохнула его запах. И не могла надышаться! Вкусный, солнечный, зеленый запах лета проник в меня: Лето, солнце, лес, озера, экспедиция, Архангельск: Вдруг что-то кольнуло в руку.. Ааааа! Засохшая веточка мха. И как она тут оказалась после глажки? Хм.. забралась, видимо, еще в лесах, спряталась в самый дальний уголок узора и решила не расставаться с ним.

Говорят, что у любой вещи, сделанной вручную, есть душа. Тот, кто задумывает вещь, или мастерит ее собственными руками, или использует, носит ее - все они оставляют в ней свой след - частицу своей души. Одухотворенная вещь, выполненная в единственном экземпляре, начинает жить своей особой жизнью, не похожей на судьбу ее фабричных собратьев.

Мое платье, выполненное в студии авторского текстиля "Яга", имеет душу: Оно -неповторимое, живое и имеет свой характер.. А после поездки по Архангельской области, оно имеет и свою удивительную историю.